«Ковчег»

«Ковчег» - региональная общественная организация инвалидов и родителей детей–инвалидов.

Совместно с экспериментальной школой № 1321 «Ковчег» создано среднее общеобразовательное учреждение интеграционного типа. Основной целью его деятельности является интеграция детей с ограниченными возможностями (с проблемами в развитии и здоровье) в среду здоровых сверстников.

Существующие системы образования и социально-психологической помощи не нацелены на оказание услуг этой категории детей. Они приспособлены для помощи детям с выраженной патологией развития. Дети, которые не нуждаются в стационировании и в то же время, в силу своих особенностей, не могут обучаться в обычных школьных условиях, испытывают трудности с реализацией своего права на образование. Эту группу детей составляют дети с эмоционально-волевыми расстройствами, ранней детской шизофренией, с минимальными мозговыми дисфункциями, вызывающими социальную и школьную дезадаптацию, дети с неврозами, дети из приемных или дисфункциональных семей.

В школе «Ковчег» созданы условия для обучения и реабилитации таких детей, в результате чего проблемность детей уменьшается, степень социализации увеличивается, преодолевается школьная дезадаптация.

Характеристиками нового интеграционного типа образования является

  • создание новой учебно-реабилитационной среды, учитывающей нужды проблемных детей
  • сближение школьной и внешкольной, домашней жизни, обеспечивающее ребенку защиту и эмоциональную поддержку на путях преодоления им своей социальной дезадаптации
  • гуманизация учебно-воспитательного процесса, что предполагает продуманный учет личных особенностей каждого ребенка в построении учебного процесса.

Весь учебный процесс направлен на становление образованного, психологически защищенного человека. Такой учебный процесс можно охарактеризовать как учебно-реабилитационный.

Создана модель комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями и подростка в образовательном процессе. Для того чтобы проблемные дети смогли преодолеть школьную и социальную дезадаптацию, необходимо помочь им в их проблемных зонах. Для одних детей важной окажется медицинская реабилитация. С другими постоянно будет работать психолог. Третьи "отзовутся" на иппотерапию. Четвертые будут играть в школьном театре и это поможет им справиться с психологическими травмами и т. д.

Для того, чтобы каждый ученик школы нашел свои средства реабилитации, РОО «Ковчег» создана комплексная модель сопровождения проблемного ребенка с ограниченными возможностями (инвалида) в образовательном процессе. Она позволяет этой категории детей получить полноценное образование и своевременную реабилитационную помощь. Дети выходят из школы более здоровыми, чем поступают в нее.

Хотелось бы кратко перечислить некоторые из средств реабилитации, которые используются нами:

  • работа коррекционных групп для дошкольников и подростков, интегрирующих детей-сирот, проблемных детей и инвалидов в социуме
  • работа социальной реабилитационной гостиницы для проблемных подростков в кризисных состояниях
  • регулярная организация выставок-ярмарок представителей всех целевых групп;
  • работа ткацкой, керамической, гончарной и др. мастерских и включение в работу в них детей и взрослых, имеющих социальные и медицинские проблемы
  • занятия иппотерапией с детьми-инвалидами и социализация детей-сирот через общение с животными
  • регулярная организация керамической экспедиции на Кавказ, экологической экспедиции в Хибины, экологической школы в пос. Пустоша (Московская обл.) с привлечением детей всех целевых групп
  •  проведение международных фестивалей народного искусства с участием детей-сирот, подопечных и остальных целевых групп
  • проведение общего профильного лагеря в Карелии с детьми-сиротами из коммуны «Надежда»
  • выпуск регионального журнала "Опыты", ставящего проблемы проблемных детей, детей-сирот и детей-инвалидов

Налажена поддержка в социальной адаптации детей и подростковых групп социального и медицинского риска, организовано содействие в получении ими полноценного среднего образования и начальной профессиональной подготовки.

Большое количество детей этих групп риска прошли медико-психологическое обследование и впервые получили возможность обучаться в общеобразовательной школе (в интеграционных классах, индивидуально, на дому).

Осуществляется трансляция интеграционной модели в различные регионы, например школу на ул. Коминтерна в Беслане. Создана группа «Социальная помощь пожилым» из подростков с ограниченными возможностями. Так сформировалось две группы: подростков и пожилых людей. Эти ребята три раза в неделю ходят домой к пожилым людям-инвалидам. Они приносят им обед, разговаривают с ними, кормят их, помогают сделать необходимые дела по дому. Пожилые люди - жители микрорайона..